Недавно в интернете наткнулся на новую программу-Zerene Stacker (ZS).Автор этой программы – Rik Littlefield - по профессии разработчик ПО, по увлечениям - биолог,физик,оптик,инженер (и он же- администратор крупнейшего сайта по макро и микрофотографии). Причина создания программы( как скромно пишет сам автор)- это то, что он, как «неисправимый перфекционист», попытался исправить все те дефекты изображения, которые возникали после обработки снимков в уже давно существующих программах по стекингу - Helicon Focus(HF), CombineZP(CZP), TuFuse.
Сразу же попытался найти отзывы об этой программе в первую очередь у пользователей, уже имеющих некоторый опыт работы с ней. Порылся в интернете и без особого труда нашел самые восторженные отзывы о работе c ZS у макрофотографов, «пересевших» на эту программу с CombineZP и Adobe Photoshop CS5.Единственное, что немного смутило- по какому-то странному стечению обстоятельств все эти неофиты оказались пользователями того самого сайта по макрофотографии, админом которого и оказался сам автор программы. Конечно же, у меня нет оснований ставить под сомнение беспристрастность и объективность этих отзывов – проще всего проверить все самому.
Итак – первые ощущения от работы с программой:
1.Интерфейс программы – достаточно простой и дружелюбный.
Слева - минимум разделов и кнопок, все действия интуитивно понятны. Оставшаяся часть разделена надвое, в левой части - исходное изображение, в правой части- результирующее изображение.
Управление программой - предельно простое, в два клика: первый - File-Add Files, второй – Stack-Align&Stack All. Вот и все действия.
2.Требования по системным ресурсам.
Меня интересовал совершенно конкретный вопрос- может ли на моем железе (2Гб ОЗУ) программа обрабатывать файлы приличного размера (в первую очередь – 21Мп файлы ,снятые 5DMarkII)? Совсем не хотелось бы из-за одной (может быть даже и очень хорошей) программы апгрейдить железо и/или переустанавливать новую(64-битную) систему (а лучше ,чтобы обойтись и без того и без другого).
Что понравилось в настройках программы - есть маленький калькулятор, который тестит систему и определяет размер изображения(в Мп),с которым может работать программа. Захожу в Memory Usage,нажимаю кнопку Set Automatically – и, к своему счастью, вижу заветную цифру - 21Мп. Т.о. программа ,хоть и на грани, но вполне корректно «переваривает» тяжелые файлы с 5DII(и уж тем более - файлы меньшего размера).
3.Скорость работы программы(время обработки файлов).
Загружаю десяток исходных файлов пчелы-плотника, нажимаю две клавиши, через несколько минут получаю готовый результат.
Программа справляется с обработкой файлов чуть быстрее, чем HF,и раза в два быстрее, чем CZP и CS5.
Проверяю, как программа справляется с бОльшим количеством изображений. Для этого ставлю фотоаппарат на рельсы, выбираю подходящий объект для съемки и начинаю выполнять два достаточно простых движения – поворачиваю рукоятку рельсов, нажимаю на кнопку-снова повернуть рукоятку, снова нажать на кнопку и т.д.Где-то на 30-м щелчке приходит осознание, что вообще-то эти манипуляции ,наверное, удобнее делать автоматически.Где-то на 50-м щелчке приходит сомнение – а ,может, не так уж сильно и дорого стоят моторизованные макрорельсы для стекинга? Загружаю 50 кадров – результат удовлетворительный, время обработки, конечно, увеличивается, но не критично.
4.Методы обработки изображения.
Программа предлагает два метода обработки изображения :
а) (DMap) – алгоритм, аналогичный тому, который используют HF (и результат аналогичный)
б)Главная «изюминка» программы – пирамидный метод PMax, специально разработанный автором программы для проработки самых проблемных мест при стекинге – зон слабого контраста, невысокой резкости и мест взаимного пересечения шерстинок и волосков.
5.Средства ретуширования.
Поскольку нельзя гарантировать, что результат получится на 100% идеальным, очень актуально, что автор программы предлагает интерактивное ретуширование готового изображения. Для этого при обнаружении дефекта на готовом изображении (которое располагается в правой части экрана) –в левой части прокручиваются исходники, пока не найдется исходник, на котором этот фрагмент без дефекта. Потом кисточкой, которая двигается синхронно по обоим изображениям, этот дефект зарисовывается. И так далее.
Бесспорно, ретуширование улучшает результат. Но правда и то, что полного исправления всех дефектов все же не удается достичь – необходима постобработка.
6.Получение стереопар.
Здесь тоже все достаточно просто-небольшие дополнительные манипуляции с кнопками. В настройках программы ставим галочку напротив “Generate stereo pair or rocking sequence”,задаем количество получаемых кадров и максимальный угол поворота. Далее- как обычно - Stack-Align&Stack All(PMax).В результате получил 7 изображений, обработанных таким образом, что первое изображение было повернуто на -4°, далее -3°, -2°, 0°, +2°, +4°.Я выделил третье и пятое изображения, нажал Tools-Stereo-Make Stereo Pair(s) – и, таким образом ,получил стереопару с углами поворота плюс-минус 2°.
Здесь нужно отметить два момента:
а)Ощущение счастья пришло после того, как я прочитал в литературе, как,оказывается, непросто делаются стереопары – непростая техника съемки, специальное оборудование, непростая обработка. А здесь - одно нажатие кнопки – и сразу получаешь 3 в 1: сшитое изображение+стереопару+анимацию.
б)Не очень приятный момент – существенное увеличение времени на обработку изображений. Фактически речь идет о том, что процесс сшивки повторяется несколько раз (по количеству заданных изображений). Иначе говоря, чтобы получить заданных мной 7 изображений, пришлось ждать в 7 раз больше.
Но автор постарался и в этом случае как-то облегчить жизнь пользователю. В настройках программы можно изменять исходный размер изображений (Image Pre-sizing),и тем самым существенно уменьшать время на обработку. Это очень удобно и очень важно в случаях, когда:
а)Не требуется получения изображения большого (исходного) размера – например, для WEB и т.п.
б)Снято несколько вариантов одного и того же сюжета и пользователю необходимо определить, какой из них будет выглядеть лучше сшитым.
в)В случае со стереопарами я поставил 25% и время обработки сократилось в несколько раз.
Руководство по созданию стереопар от автора(англ)-
http://zerenesystems.com/stacker/docs/SyntheticStereo.php7.Наконец, самое главное – качество получаемого изображения.
а) Сравнение работы программ по устранению дефекта, который автор называет “stacking mush” (стекинговая мешанина):
Как видно из результатов, HF значительно уступает ZS.
б)Результаты работы HF и ZS в местах пересечения шерстинок и волосков:
И опять ZS на высоте.
в) Результаты работы СZP и ZS в местах пересечения шерстинок и волосков:
ZS явно работает лучше.
Правда если сравнивать результаты, полученные обработкой в CZP с пирамидным способом , то здесь преимущество ZS уже не настолько очевидно.
8 )Пробная версия программы
И здесь все для людей – пробная версия программы
http://www.zerenesystems.com/stacker/downloads/ ограничена только временем (30-дневный срок) и не ограничена функционально или водяными знаками (как это у HF).
Руководство по программе от автора(англ)-
http://zerenesystems.com/stacker/docs/HowToUseIt.phpРезюме
Таким образом, сильные стороны программы:
а)простой и удобный интерфейс
б)высокая скорость работы
в)возможность обработки большого количества больших файлов
г)возможность получить на выходе 16-битное изображение
д)высокое качество получаемых изображений
е)возможность создания стереопар
Слабые стороны программы:
а)увеличение шумов(при использовании метода PMax),иногда-заметное
б)полученное изображение (даже ретушированное) все же требует постобработки
в)при получении стереопар хотелось бы иметь на выходе готовое изображение, не хватает мелочей(хотя бы обрезалки, как у StereoPhotoMaker)
Как показало тестирование, новая программа ZS продемонстрировала достойную работу и позволяет получать изображения, по качеству зачастую превосходящие изображения, полученные в результате обработки в программах HF и CZP.