Побывали на встрече с Алексеем Шадриным. Нас, макроклубовцев, было довольно много!
Алексей сделал примерно 40-минутное выступление, посвящённое только самым базовым принципам «гибридного процесса». Насколько я понял, по сути он заключается в съёмке на слайды среднего формата и последующей компьютерной обработке сканов, причём на всех стадиях (начиная с выбора плёнки) тонко учитываются различные аспекты этого дела (в т.ч. и физиологический: Алексей по образованию, кстати, - физиолог). Вот коротенький конспектик, опять-таки - как я понял и с некоторой «отсебятиной» тоже, да ещё несколько сумбурно и обрывочно (но, думаю, более-менее понятно)...
Как экспозиция, так и доклад (и м.б., сам докладчик?) посвящены большей частью таким работам, в которых «качество является одним из выразительных средств фотографии».
Алексей начал с определений сцены и изображения, подчернув, что в основе нашего зрительного восприятия лежат контрасты. Тем, кого глубоко интересуют эти вопросы с научно-прикладной точки зрения, посоветовал вот эту книгу:
В.Н. Железняков. Цвет и контраст.
В гибридном процессе слайд рассматривается, лишь как выносной одноразовый сенсор, носитель информации, при этом вторая его функция (слайд, как средство воспроизведения) роли не играет. Особая положительная черта слайда состоит в том, что его контраст почти идентичен тому, что мы ощущаем от реальных сцен, а это около 5000 крат! Позже он заметил, что у негатива контраст значительно меньше, 300 крат (единственное его преимущество - более высокая чувствительность). В соответствии с этой функцией носителя, его личный выбор пока что однозначно падает на Кодаковские плёнки, Фуджи «не катят» (почему - в его статье можно детально почитать:
http://shadrin.rudtp.ru/Personal/SlidePhoto/SlidePhoto.pdf).
Важный момент - сканирование. Наилучшие результаты (4D) дают барабанные сканеры, но это удовольствие дорогое.
Потом была демонстрация слайда на просмотровом столике (с совершенно обязательной непросвечивающей рамкой по размеру кадра), с контрастом 5000, в сравнении с тем же слайдом на экране монитора, у которого контраст всего 300. А вот контраст отпечатка - это хорошо, ежели 120 крат... Значит, одной из главных задач гибридного процесса является осознанное, управляемое сжатие контрастов, с максимальным сохранением отношений яркостей. Надо как-то компенсировать деградацию контрастов.
Тут в помощь приходит физиология с психологией. Обработка фотоизображений, на самом деле, основана на человеческих стереотипах визуального восприятия, некоторых ментальных эталонах, которые почти одинаковы у разных людей. Мозг что-то акцентирует, усиливает, а что-то затушёвывает. Эти особенности учтены в фотоматериалах (как аналоговых, так и в цифровой внутрикамерной обработке или в установках RAW-конвертеров «по умолчанию» тоже), и они же должны использоваться в «гибридном процессе». Тут, кстати, было отмечено, что искусственное усиление контрастности - это один из важнейших методов компенсации потери контраста в предпечатной обработке фотографии.
Ну, а далее, среди ответов на вопросы, я отметил (разнородное):
- когда видишь впечатляющую сцену, которую так хочется запечатлеть, надо обязательно пытаться осознать (анализировать свои чувства): что же именно так произвело это впечатление, это самое «уххх, тыы!!!» И далее можно (и нужно) использовать визуальные гиперболы, как это делает мозг и память.
- Фильтры - дело вчерашнее для гибридного процесса, излишняя трата времени, сил и средств. Ну, кроме поляриков B&W...
- Фотографии сделаны 3-мя камерами, все - карданные Лингофы, причём 3-й является гибридом, мастерски сотворённым из первых двух...
- По опыту калибровки многих моделей мониторов, сейчас лучшая из доступных по цене - модель Dell 2209W: моники практически безупречны в отношении цветопередачи и возможностей настройки, это на примере 12 экземпляров.
На саму выставку, к сожалению, времени осталось немного, внимательно всё поглядеть не удалось. Во всех работах основной акцент был как раз на качестве и реалистичности, точной передаче ландшафта (и попыткам как раз через это передать впечатление). Некоторые как будто намеренно посвящены именно высококонтрастным сценам, вроде мелколистной зелени, скал-камней, воды, стоячей и текучей, снега - и всё под ярким небом или даже солнцем. Однако, при этом хорошо проработаны мелкие детали как в глубоких тенях, так и, скажем, на очень светлых освещённых белых пятнах лишайников. Правда, меня самого не очень впечатляют сами такие сцены и в натуре... Но ежели рассматривать, как качественный и реалистичный показ типичнейших ландшафтов - то очень даже здорово!
Некоторым минусом для просмотра были очень светлые, кремово-белые стены зала (из-за которых фотоработы потеряли свой контраст, да особенно после лекции на эту тему!), а включённые потолочные осветители на лампах накаливания (т.е. тёплые, да ещё с кремовыми стенами) уж слишком переохладили изображения, определённо рассчитанные на белый дневной свет. Несколько помогало то, что эти работы лучше рассматривать, подойдя к ним практически вплотную. Но уж, что есть - то есть, ничего не поделаешь. По-любому, огромная благодарность и Алексею, и гостеприимнейшей хозяйке зала за этот замечательный вечер!