wormball писал(а):
Dima DD писал(а):
Наверное, всё же в макро более удобно как раз руководствоваться углами поворота, а не линейной стереобазой.
А какая разница? Для малых углов тангенс угла с достаточной точностью равен самому углу. Другое дело, что аппараты можно расставлять параллельно, а можно под углом, чтобы они смотрели на объект. Тогда лучше, конечно, первый вариант (хотя это зависит от степени "бочкообразности"). Макростерео пока что не снимал, но думаю, что там будет то же самое.
В макросъёмке с её малыми дистанциями и высокими увеличениями как-то проблематично ПРАКТИЧЕСКИ быстро прикидывать и устанавливать подходящую линейную стереобазу (как правило, сразу и не скажешь - сколько миллиметров она должна быть), углами поворота просто удобнее оперировать, они "интуитивнее"... Аппараты также не очень выходит так точно параллельно смещать - опять-таки из-за больших увеличений. При попытках параллельного смещения камеры (при съёмке с рук!) у меня чаще всего сцена смещается очень сильно (так, что кадры нужно потом сильно обрезать), а стереоэффект выражен слабо. Но я лично считаю ошибочным чисто параллельное смещение камеры, она
должна поворачиваться!
wormball писал(а):
Кстати говоря. Я тут в процессе философствования по методу Аристотеля (умозрительные построения без эксперимента) пришёл к одному забавному выводу. При съёмке фотографии, предназначенной для перекрёстного метода просмотра, угол между аппаратами должен быть не вовнутрь (сводим глаза), а наружу (разводим)! Насколько я почерпнул из азбуки стереофотера, сей эффект называется toe-in (косолапость) - когда изображение на двух половинках имеет различный размер по вертикали. Существует ещё один вариант борьбы с этим эффектом - производить трансформацию перспективы в фотошопе, чтобы наружный край фотографии был длиннее, чем внутренний. Что удивительно, в статьях, приведённых в статье, несмотря на испещрённость красивыми формулами, я упоминания о таком эффекте не обнаружил. Возможно, потому, что они имели дело с параллельными стереопарами. Ежели кому-то будет интересно - могу нарисовать рисунок.
Рисунок, конечно же, интересен. Тем более, что не смог понять - как это стереопары для перекрёстного просмотра можно снимать с разворотом... наружу?
Ведь при этом, ежели сохраняется направление смещения камеры, мы элементарно получим два (почти) непересекающихся кадра, на которых сняты разные, слишком далеко отстоящие друг от друга объекты! Я, честно говоря, не вижу особой разницы в съёмке для разных способов просмотра...
Что касается
"косолапости" (toe-in), то этот дефект, наверное, можно кратко охарактеризовать как
чрезмерное различие в перспективе у двух половинок стереопары, выходящее за пределы возможностей зрения и возникающее из-за слишком большого угла поворота камеры. Однако, надо подчеркнуть - если различие именно
чрезмерное! На самом деле, бинокулярному зрению вообще присущи такие несоответствия перспективы (горизонтальные keystone-эффекты в разных направлениях) и они принимают участие в возникновении ощущения объёмности. Т.е., мозг должен прекрасно оперировать небольшими вертикальными смещениями, возникающими из-за различий в перспективе. Искажения же перспективы (типа "бочки") усугубляют дефект: их исправление может улучшить восприятие снимка, но (наверное) - лишь в каких-то пределах. Либо наоборот - искусственным добавлением небольшой "бочки" можно удачно усилить эффект в случае его слишком слабого проявления.