Сначала о достоинствах рельсов StackShot – работают стабильно, без сбоев, уверенно перемещают камеру и при горизонтальном расположении и при наклоне рельсов под наклоном вверх. В общем производят впечатление хорошо налаженного станка ЧПУ – нажимаешь пуск и можешь не заботиться о контроле - что-то почти незаметно перемещается, щелкает затвор, мигает вспышка, о завершении съемки догадываешься только когда камера возвращается в исходное положение. Особенно удобно, когда большое количество кадров - тогда ручные рельсы просто вне конкуренции.
Теперь о недостатках. Я тестировал базовую версию StackShot – т.е. ту, что предложена как основная на сайте Cognisys. Главный недостаток, с которым я сразу столкнулся - рельсы нежесткие. После каждого перемещения рельсов с камерой визуально наблюдаются колебания картинки в течение 2-2,5сек(что не можнт не сказаться на резкости). Особенно хорошо это заметно на большом экране компьютера при работе с Helicon Remote.Колебания эти заметны при съемке с масштабом и 5:1 и при 1:1(схема установки приведена в моей статье).Как мне кажется, это может быть вызвано такими причинами:
1)в качестве опор площадки, которая перемещается по металлическим направляющим , используются пластмассовые элементы- они уставлены для того, чтобы компенсировать перекосы направляющих и платформы (чтобы не было затираний и заклинивания при движении) – но они же могут быть и причиной нежесткости;
2)конструктивные просчеты – вылет кронштейна, на котором устанавливают фотокамеру слишком большой(больше базы платформы) – получается просто нежесткая конструкция. На ручных рельсах стараются вообще избавиться от этого вылета - например на моих бюджетных Manfrotto 454 площадка под фотокамеру вообще заподлицо с корпусом рельсов. Кроме того, сам этот кронштейн(для установки фотоаппарата) состоит из нескольких частей, скрученных между собой винтами – и причиной нежесткости может быть слабая притяжка винтов(или неплотное прилегание деталей).
Что касается общей конструкции рельсов - они полностью состоят их фрезерованных/шлифованных деталей, скрученных между собой винтами и поэтому функциональность каждого экземпляра рельсов зависит от точности подгонки и сборки каждого узла. Такой вариант конструкции оправдан для изготовления опытного образца изделия (как максимум - для изготовления опытной партии)-чтобы проверить функциональность того или иного варианта, но не годится для серийного производства.
Поэтому я предложил разработчикам:1)все основные детали делать литыми;2)кронштейн для установки фотоаппарата делать одной литой деталью и с минимальным вылетом.
Что еще не очень понравилось – неудобное крепление фотоаппарата. В базовой версии рельсов фотоаппарат прикручивается винтом, расположенным снизу кронштейна – крутить винт неудобно, надежно затянуть - проблематично. К тому же при стекинге хотелось бы, чтобы ось объектива была более-менее параллельна оси перемещения рельсов – т.е. фотоаппарат нужно определенным образом позиционировать при съемке с рельсами. Идеальным выходом было бы. чтобы фотоаппарат устанавливался вместе со съемной площадкой, посадочное место которой бы четко фиксировалось на платформе рельсов.
В этом плане разработчики пошли навстречу – сейчас для покупателей предлагается вариант (правда, опционально - за дополнительные 75 уе) рельсов, в котором:1)кронштейн сделан с меньшим вылетом и 2)предусмотрена возможность прикрутить к нему съемные площадки самых известных фирм (Arca, Really Right Stuff, NovaFlex Q mount, Wimberley C).